Loading...
Одноклассники
Google+
Instagram
Facebook
Вконтакте
Linkedin
Мой мир
Twitter
Моё зрение
Мобильная версия
Настройки

Главная » Статьи » Физиология » Физиология органа зрения у детей »
::Физиология органа зрения у детей::
Дата написания:
14.02.2017
Понравилось:
2
Количество просмотров:
1359
Количество сообщений:
0

Новорожденным свойственна дальнозоркость, при этом рефракция у конкретного ребенка зависит от совокупности факторов: размера глазного яблока (ПЗО), состояния хрусталика, кривизны роговицы.

Большую часть времени новорожденный проводит с закрытыми глазами, в норме он способен реагировать на изменение освещенности и фиксировать контрастные объекты. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие глаза. Уже при рождении у ребенка отмечается ряд безусловных зрительных рефлексов: прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный ориентировочный рефлекс поворота обоих глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. Однако расширение зрачка в темноте происходит медленнее, чем его сужение на свету. Это объясняют недоразвитием дилататора радужной оболочки или нерва, иннервирующего эту мышцу.

Одним из первых зрительных стимулов, на которые начинает реагировать ребенок, служит лицо матери. К возрасту 2 недель у ребенка появляется способность фиксировать взгляд на больших предметах в течение более длительного времени, а к возрасту 8-10 недель он может следовать взглядом за предметом по дуге 180°.

Физиология детских глаз

У многих здоровых новорожденных координация движений глазных яблок и конвергенция могут быть несовершенны, особенно в течение первых дней и недель жизни, обычно эти функции совершенствуются к возрасту 4-6 месяцев.

Центральное зрение появляется у ребенка только на 2-З-м месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование от возможности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать.

Возможность различать простейшие конфигурации обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, тогда как распознавание сложных образов связано с интеллектуализацией зрительного процесса.

С помощью изучения реакции ребенка на предъявление предметов разной величины и формы удалось получить сведения о центральном зрении у детей раннего возраста. Установлено, что:

На 2-3-м месяце ребенок замечает грудь матери.
На 4-6-м месяце жизни ребенок реагирует на появление близких людей.
На 7-10-м месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар).
На 2-3-м году жизни ребенок распознает нарисованные изображения предметов.

Физиология детских глаз

Совершенное восприятие формы предметов и острота зрения 1,0 развиваются у детей только в период школьного обучения.

Параллельно развитию центрального зрения идет становление цветоощущения. Изучено, что способность дифференцировать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2-6 месяцев. Отмечают, что различение цветов начинается прежде всего с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже.

К 4-5 годам цветовое зрение у детей уже развито хорошо, продолжает совершенствоваться и в дальнейшем. Аномалии цветоощущения встречаются приблизительно с такой же частотой, как и у взрослых.

Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. В школьном возрасте они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при кампиметрии с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2-3 см больше, чем у взрослых.

Бинокулярное зрение, т. е. способность сливать два монокулярных изображения в единый зрительный образ, у детей грудного возраста отсутствует. У них присутствует только механизм бинокулярной фиксации объекта. Для возникновения бинокулярного зрения необходима функциональная взаимосвязь между обеими половинами зрительного анализатора, а также между оптическим и двигательным аппаратами глаз. Бинокулярное зрение развивается позже, чем другие зрительные функции.

Можно выделить несколько этапов развития пространственного зрения у детей. Под влиянием яркого света у новорожденного суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, глаза при этом блуждают независимо друг от друга.

Через 2-5 недель после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на источник света.

В течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Так складываются первые представления об объемности предметов.

На 4-м месяце у детей развивается хватательный рефлекс. Направление предметов большинство детей определяют правильно, однако расстояние оценивается ими неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов, основанном на оценке расстояния: он пытается схватить солнечные пятна на одеяле и движущиеся тени.

Хватательный рефлекс
Хватательный рефлекс.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц.

Следует иметь в виду, что механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной синтетической деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование этого механизма тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2-7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

По мере роста глаза изменяется его клиническая рефракция, смещаясь в сторону эмметропической.

Рост глаза - саморегулируемый процесс, подчиняющийся определенной цели, - формированию слабой гиперметропической или эмметропической рефракции.

Статическая рефракция продолжает медленно изменяться в течение жизни. С возрастом изменяется также динамическая рефракция глаза. Период от рождения до 5 лет характеризуется неустойчивостью показателей динамической рефракции глаза. Рефракция легко сдвигается к сторону близорукости.

В возрастной период 8-14 лет статическая рефракция приближается к эмметропии, в результате чего создаются оптимальные условия для деятельности динамической рефракции глаза. Вместе с тем в этот период общие патологические процессы в организме и гиподинамия могут оказывать неблагоприятное действие на ресничную мышцу, способствуя ее ослаблению. Следствием этого является склонность к спазму ресничной мышцы и возникновению миопии. Усиленный рост организма в этот период способствует прогрессированию близорукости. Следует отметить, что в развитии зрительных ощущений принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся в филогенезе, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.


Физиология органа зрения у детей. 14.02.2017
#физиология #глаза #детей #орган #зрения #глаза #глаз

Поделиться в социальных сетях:

↵ На главную страницу
↵ В раздел Физиология

Комментарии:

Комментариев нет!


Ваше имя:

Разрешены только русские или английские буквы + пробел.

Ваш email:

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

Ваш комментарий:
HTML теги и ругательства запрещены. Максимальная длина сообщения 600 символов.

Символьная ASCII CAPTCHA:Обновить
 #####  ####  ###   ###   ###  #   #
     #     # #   # #     #   # #   #
   ##    #    ###  ####     #  #####
 #   #   #   #   # #   #  #        #
  ###    #    ###   ###  #####     #
ASC II каптча

Введите 6 цифр на картинке выше.


Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Другие статьи...

• Радужная оболочка Дата: 27.09.2016 | Просмотры: 2777 | Оценки: 4

Радужная оболочка

Радужная оболочка - это круглая подвижная диафрагма с отверстием (зрачком) в центре, которая регулирует поступление света в глаз в зависимости от условий внешней освещённости. Радужная оболочка представляет собой...
Читать далее.


• Теория цветового зрения Дата: 07.09.2017 | Просмотры: 780 | Оценки: 1

Теория цветового зрения

Впервые гипотезу о механизме цветового зрения высказал М. В. Ломоносов, который ещё в 1756 г. сформулировал трёхкомпонентную теорию восприятия цветов. Он обнаружил, что для придания стеклу любого цветового оттенка достаточно использовать всего три основные краски, смешивая их в определённых пропорциях.
Читать далее.


• Живые фотографии Дата: 14.02.2017 | Просмотры: 662 | Оценки: 2

Живые фотографии

В этой статье вы сможете увидеть интересный и волнующий эффект 'живых' картин...
Читать далее.


 Популярные статьи 

• Биомикроскопия Дата: 22.12.2016 | Просмотры: 1222 | Оценки: 9

Отёк век

Это метод детального зрительного исследования тканей живого глаза. Метод позволет исследовать передний и задний отделы глазного яблока при различных освещении и величине изображения. Исследование проводят с помощью ...
Читать далее.


• Анатомические особенности детских глаз Дата: 03.11.2016 | Просмотры: 3276 | Оценки: 6

Отёк век

Глазное яблоко у детей имеет анатомические и физиологические особенности по сравнению с глазами взрослых. В данной статье мы рассмотрим основные характеристики, касающиеся строения глазного яблока у детей. Размер глазного яблока у здорового...
Читать далее.


• Больницы Минска Дата: 08.02.2017 | Просмотры: 1067 | Оценки: 6

Отёк век

Информация о графике работы и телефонах всех взрослых и детских больниц города Минска республики Беларусь...
Читать далее.



Улыбнись :)

Врач армейской комиссии попросил новобранца прочитать таблицу.
- Какую таблицу? - спросил тот удивленно.
- Присядьте на этот стул, я вам покажу.
- Какой стул? - спросил новобранец, щурясь.



To header!
Закрыть окно







  Отправить  
Улыбнись :)

Врач армейской комиссии попросил новобранца прочитать таблицу.
- Какую таблицу? - спросил тот удивленно.
- Присядьте на этот стул, я вам покажу.
- Какой стул? - спросил новобранец, щурясь.